Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Европейский образовательный проект VIA LIGHT объединил участников из 8 стран (Германия, Болгария, Кипр, Финляндия, Латвия, Эстония, Молдова, Россия): были разработаны, испытаны и внедрены учебные программы профессиональной переподготовки в области образования для педагогических кадров двуязычных детских садов и школ. Создание Европейской ассоциации VIA LIGHT как профессиональной организации работников образования гарантирует продолжение и продвижение главной идеи: наше будущее в Европе – многоязычие.
Билингвальное воспитание и образование, институциональная поддержка многоязычия, опыт общественных организаций и европейских проектов, повышение квалификации педагогических кадров, профессиональная интеграция педагогов -мигрантов, международное сотрудничество в области сохранения русского языка в диаспоре.
Dmitri Dragilew
EUROPEAN EDUCATIONAL PROJECT VIA LIGHT & EUROPEAN ASSOCIATION VIA LIGHT: EDUCATION OF THE THIRD MILLENNIUM
Bilingual education and training, institutional multilingualism support, the experience of social organizations and European projects, improving training of teachers, the professional integration of migrant educators, international cooperation in the field of preservation of the Russian language in the Diaspora.
The European educational project VIA LIGHT united participants from eight countries (Germany, Bulgaria, Cyprus, Finland, Latvia, Estonia, Moldova, Russia): professional re-education training programmes for pedagogical staff of bilingual kindergartens and schools were developed, tested and implemented. Creation of European Association VIA LIGHT as a professional organization of educators guarantees the continuation and promotion of the main idea: our future in Europe is multilingualism, it must be supported.