Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье подвергнуты анализу тексты современной радиорекламы. Рекламные слоганы рассматриваются в ней как источник имплицитной информации о том, на каких адресатов рассчитана каждая из реклам. Показано, что выявление этой информации может базироваться на постулатах речевого общения Г.П. Грайса. Анализируя форму и содержание каждого из слоганов и зная, что его составитель соблюдал принцип кооперации со своими предполагаемыми адресатами, можно определить общие особенности той категории адресатов, на которую рассчитаны соответствующие рекламные тексты.
Радиореклама, рекламный слоган, образ адресата, имплицитная информация, постулаты Грайса.
I.I. Baklanova
THE ADVERTISING SLOGAN AS A CARRIER OF INFORMATION ABOUT THE IMAGE OF THE ADDRESSEE OF AN ADVERTISEMENT
Radio advertising, advertising slogan, image of the addressee, implicit information, conversational maxims.
The article deals with texts of modern radio advertising. Advertising slogans are regarded as a source of implicit information about the intended recipients of the advertisements. It is shown that the identification of this information may be based on H.P. Grice’s conversational maxims. By analyzing the form and content of each slogan and knowing that its author observes the co-operative principle with the intended audience, it is possible to determine the general characteristics of the category of the intended addresses of the advertisement.