Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье представлена методическая разработка урока РКИ по обучению поисково-просмотровому виду чтения на материале современного аутентичного текста интернет-статьи, посвященной туризму и путешествиям: «Объехать весь мир: 5 причин сделать это сейчас». Урок включает в себя систему предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на овладение учащимися навыками и умениями данного вида чтения, а также вариант домашнего задания, ориентированный на творческое осмысление аудиторной работы и создание собственного проекта на заданную тему.
Русский язык как иностранный, обучение чтению, поисково-просмотровое чтение, уровень B1, система заданий по обучению чтению.
“IF YOU WANT TO TRAVEL THE WORLD…” TASKS SYSTEM FOR TEACHING ADV ANCED READING OF UNAPDATED ONLINE TEXT
Russian as a foreign language, teaching to read, revision reading, reading for specific information, level B1, set of tasks for teaching reading.
The article presents methodical recommendation on a lesson of Russian as a foreign language, designed to teach reading of two types: revision reading and reading for specific information, using unapdated text (online article on tourism and travelling titled “Travel the world: 5 reasons to do it now”). Includes a set of in-class tasks designed to develop required skills, and a home assignment that is to create a project on the topic under discussion.