Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Кошанский Н.Ф. Риторика. Сост. В.И. Аннушкин, А.А. Волков, Л.Е. Макарова.
М.: Издательский дом «Русская панорама»; Издательство «Кафедра», 2013. – 320 с.
В статье речь идет о переиздании трудов Н.Ф. Кошанского, выдающегося ученого XIX в., профессора русской и латинской словесности (литературы), первого учителя А.С. Пушкина. Обращение к классике русской словесности дает возможность понять истоки отечественной науки риторики, определить основные категории этой дисциплины. Риторика Н.Ф. Кошанского – это образец методического труда, позволяющего современному педагогу, преподавателю риторики обогатить свою практику
обучения речи приемами, описанными талантливым педагогом.
KOSHANSKY RHETORIC: HISTORY AND CONTEMPORANIETY OF EDUCATION
Koshansky rhetoric, classical teaching, tradition of teaching, up-to-dateness of methodics.
In this article the talk is about republishing of the papers by N.F. Koshansky, who was a prominent scientist of 19th century, a professor of Russian and Latin literature, the first A.S. Pushkin’s teacher. The appeal to a classic of Russian literature gives a possibility to understand the start of our science – rhetoric, to determine main categories of this discipline. Koshansky rhetoric is an example of methodic works which let a modern teacher to enrich teaching practice with the methods which were described by the talented professors.