Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"«Конечно!» – учебник по РКИ для вузов Швейцарии Amstein-Bahmann C., Borgwardt U., Brosch M., Denisova-Schmidt E., Gentsch D., Jakubow P., Reichert-Borowsky G., Walach E. Konetschno! Russisch als 2. Fremdsprache. Stuttgart, Leipzig: Ernst Klett Verlag"
«Конечно!» – это учебно-методические комплексы (УМК), предназначенные для использования на уроках РКИ в школах Германии, Австрии и Швейцарии («Конечно!» als 2. Fremdsprache (русский как второй язык) – на занятиях в 5-х, 6-х или 7-х классах, а «Конечно!» als 3. Fremdsprache (русский как третий язык) – в 7-х, 8-х или 9-х классах). Учебники несколько отличаются друг от друга в зависимости от возраста учеников, например, по-разному выглядят их талисманы.