Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Читателям – преподавателям РКИ предлагается фрагмент учебника «Продолжим знакомство...», изданного в Эстонии. Это корректировочный курс русского языка для учащихся гимназий, владеющих коммуникативной и языковой компетенциями на разных уровнях. Авторы представляют одну из тем учебника – «Мы едем, едем, едем...», посвященную путешествиям, и задания к ней из рабочей тетради. Задания учебника в большинстве случаев имеют 2 варианта: первый – для менее подготовленных учащихся (в большей степени репродуктивный), второй – для более подготовленных (творческие задания по развитию речи). Задания рабочей тетради включают в себя отработку произношения сложных в фонетическом отношении слов, работу с лексикой и грамматикой, упражнения на словообразование, речевые и коммуникативные упражнения и тематический кроссворд.