Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье представлена методическая разработка занятия по эссе Т.Н. Толстой «Квадрат». В произведении писательница выражает свои взгляды на сущность искусства. Текст строится на бескомпромиссном контрасте между искусством классическим, божественным по своей природе, и дьявольским, порочным, развращенным искусством нового времени. Краеугольным камнем на границе двух миров стал «Черный квадрат» Малевича, возникновение которого – «одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования», оттого что это действо художника явилось «сделкой с Дьяволом». Существование прекрасной гармонии возможно только в воображении, и единственный выход в том, чтобы адаптироваться к пошлой и несовершенной реальности.