Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Технология гипермедиа как основа создания современного учебно-методического комплекса по РКИ. Акишина А.А., Акишина Т.Е., Бубнова А.П., Тряпельников А.В. История России в событиях и судьбах"
В статье анализируется учебное пособие с мультимедийным приложением «История России в событиях и судьбах», а также разрабатываются теоретические основы учебников такого типа. По мнению автора, своеобразие комплекса заключается в его мультимедийном приложении, которое совместно с пособием на бумажном носителе представляет собой современный учебник, созданный на основе технологии гипермедиа. Гипермедиа-среда предлагает принципиально иные возможности для изложения материала, позволяет погрузить учащихся в объемность мира и открывает широкую дорогу для творчества преподавателя.