Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
У преподавателей РКИ возможны затруднения в их работе в связи с теми изменениями, которые в последние десятилетия бурно происходят в грамматике русского языка. Предлагается некоторая научная основа для определения того, что из этих процессов следует учесть в преподавании, а чем необходимо пренебречь. Вводятся следующие критерии: а) устойчивость данного явления (его присутствие в истории языка); б) динамика явления: имеет ли место накопление фактов; в) определение этапа процесса по реакциям на конкретные инновации со стороны носителей литературного языка. Предметом рассмотрения являются склонение числительных, действительные причастия будущего времени, смешение флексий Р.п. и П.п. у существительных.