Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемая разработка системы уроков посвящена изучению рассказа Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился» китайскими студентами начального этапа обучения РКИ. Разработка содержит многоаспектный национально ориентированный комментарий к рассказу с учетом специфичных рецептивных трудностей, характерных для китайских студентов. Занятия включают в себя учебные и художественные тексты и разнообразные задания к ним для аудиторной и внеаудиторной работы. Приведенный комментарий позволит обеспечить адекватное восприятие рассказа носителями китайского языка, а также будет способствовать расширению фоновых знаний учащихся и развитию у них коммуникативно-речевых умений во всех видах речевой деятельности. Материал согласован с программой учебника «Дорога в Россию» (В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, М.В. Сафронова и др.).