Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
1–2 февраля 2011 г. кафедра РКИ Московского педагогического государственного университета (МПГУ) провела Международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы методики обучения РКИ в условиях модернизации образования». Количество участников превысило 100 чел., в их число входили представители ведущих вузов Москвы (МПГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) и других городов России (Воронежа, Иркутска, Саратова, Рязани, Челябинска, Твери и др.), а также гости из Ирана, Казахстана, Китая, Монголии, Украины и др.