Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
17–20 ноября 2010 г. при поддержке фонда «Русский мир» в РУДН состоялась XI Всероссийская олимпиада для студентов по РКИ «Люблю Россию я…», в которой приняли участие студенты из 32 стран мира: Австрии, Албании, Анголы, Бангладеш, Болгарии, Вьетнама, Гаити, Ирака, Ирана, Йемена, Бенина, Бурунди, Замбии, Иордании, Китая, Колумбии и др. Мероприятие проводилось с целью укрепления позиций русского языка; популяризации и повышения интереса к его изучению в условиях новой геополитической ситуации; поддержки талантливой молодежи; выявления коммуникативной компетенции иностранных граждан, говорящих на русском языке, на основе толерантности и новых международных контактов.