Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Гранадском университете 19–20 ноября 2009 г. и 5–6 мая 2010 г. прошли методические семинары для преподавателей русского языка. Организаторами мероприятий выступили фонд «Русский мир», ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет переводчиков Гранадского университета. Осенью к русистам Испании присоединились преподаватели русского языка из Болгарии и Грузии, а весной – из Кабардино-Балкарии и России. Среди теоретических вопросов на семинаре рассматривались: современное состояние русского языка, дискурс, тестология и сценарное обучение РКИ, понимание инокультурного текста.