Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Манипуляция представляет собой непрямую коммуникацию, т.е. реализует те коммуникативные смыслы, которые могут иметь только непрямые способы выражения, и входит в ряд так называемых иллокутивных самоубийств.
Рассмотренные автором манипулятивные реализации интенции отказа в большинстве случаев направлены на сохранение кооперации в общении. В статье подробно описаны следующие типы манипулятивных отказов: отказ-притворство (ссылка на плохое самочувствие); отказ – уход от ответа; отказ-псевдосогласие; отказ жениться; отказ путем переубеждения. Использование результатов данного исследования может быть полезно как для дальнейшего изучения речевых жанров и непрямой коммуникации, так и в практической деятельности преподавателей, занимающихся проблемами общения и преподаванием языка.