Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Новое время – новые тексты. Курлова И.В. Приключения иностранцев в России: Рассказы для чтения и обсуждения: Пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык"
В статье на материале пособия «Приключения иностранцев в России. Рассказы для чтения и обсуждения» (И.В.Курлова. Русский язык. Курсы, 2007) анализируются оригинальные авторские тексты, адресованные иностранным учащимся базового и первого сертификационного уровней.
В книге содержатся шутливые рассказы о непростых житейских ситуациях, в которые попадают иностранцы, живущие в России, написанные живым разговорным языком. Коммуникативно-речевые задания направлены на развитие речевых умений в различных ситуациях повседневного общения. Текстовый материал пособия способствует процессу социально-культурной адаптации к российской действительности.