Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Книга известного телеведущего Л. Парфенова «Намедни. Наша эра. 1961–1970» знакомит читателя с событиями общественной и культурной жизни периода советской действительности 60-х гг. прошлого столетия.
Автор книги называет описанные им факты – явления, людей, предметы и т.п. – феноменами. С одной стороны, феномен – это то, что отражает суть времени, а с другой – необычайные, исключительные события. В работе Л. Парфенова представлены их бытие и реализация в исключительной социокультурной ситуации, которую являл СССР на данном этапе своей экзистенции (как и в любой период своего исторического существования).
Книга «Намедни», безусловно, важна и интересна для тех, кто жил в это время и понимает его; для тех, кто знает это время только по рассказам очевидцев и слегка узнает в литературе и кинематографе; для тех, кто станет изучать время, бывшее совсем недавно и в то же время так давно.