Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье подробно анализируется образ одной из героинь романа Ф.М. Достоевского «Подросток» Софьи Андреевны Долгорукой, которая является воплощением наиболее значимых для писателя черт русского национального характера: цельности натуры, смирения и христианской жертвенности. Героиня названа в романе «последним ангелом», поскольку, по мнению Достоевского, русский народ стал постепенно терять эти качества.
Автор статьи рассматривает взаимоотношения Софьи и ее гражданского мужа Андрея Петровича Версилова, в которых нашла свое отражение трагическая коллизия петербургского периода русской истории – культурно-психологический и нравственно-религиозный разрыв между народом и образованным сословием и в то же время их тяготение друг к другу. Версилов предстает перед читателем носителем западноевропейской гуманистической культуры Нового времени (XVII–XIX вв.), Софья – патриархальной русской традиции, ориентированной на православные ценности. Объединяет эти миры старинный дворянско-крестьянский идеал благообразия, к которому так или иначе стремятся все герои романа «Подросток». Однако автор вслед за Достоевским считает, что в прежнем виде возродить этот идеал нельзя.