Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Обращение – один из частотных элементов общения, поскольку оно осуществляет адресацию в тексте: призывает и называет партнера по общению. Базой для обиходных обращений служат собственные имена, номинации родства, социального статуса и ролей человека, вступающего в речевое взаимодействие.
В поэтических текстах встречаются эмоционально-экспрессивные восклицания, составляющие объект неравнодушной заинтересованности поэта, предмет его чаяний и дум: О, Русь моя!; Мы сохраним тебя, русская речь; Ах, Арбат, мой Арбат! В этом случае отсутствует подлинная адресация, так как не призывается и не называется человек, вступающий в коммуникативный контакт.
В статье предлагается отделить данное явление от обращений и назвать его поэтической риторической обращенностью к объекту мыслей и чувств поэта.