Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 27 по 31 октября 2008 г. в Российско-Армянском (славянском) государственном университете (РАУ) в рамках мероприятия «Инновационные подходы к преподаванию языков в странах СНГ» прошли стажировку преподаватели и научные сотрудники Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ).
Нельзя не признать значимость данного мероприятия в контексте реформ в сфере образования в России и в Армении. Современный мир предъявляет к личности определенные требования: чтобы быть достойным представителем ноосферы, индивид должен обладать известным запасом знаний, позволяющим ему быть мобильным, выстраивать свои взаимоотношения с представителями той или иной страны, что, в свою очередь, подразумевает знание обычаев, традиций и, наконец, знание языка.
Достижение поставленной цели – проблема, которая требует владения определенным набором инструментов в виде знаний современных концепций евродидактики.