Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фестиваль «Великое русское слово» порадовал ценителей русской культуры и искусства разнообразной программой: Пушкинскими, Гоголевскими и Чеховскими чтениями, фестивалями детского и юношеского творчества «Русский сувенир», музыкальной программой «Крым собирает друзей», фестивалем народного творчества «Играй, гармонь!», конкурсом «Русская песня», Праздником русской книги, выставкой «Русские в Крыму».
Одним из ключевых этапов фестиваля была II Международная конференция «Русский язык в поликультурном мире», проходившая под эгидой МАПРЯЛ с 7 по 9 июня в г. Ялте. Участники конференции работали по трем тематическим направлениям: «Украина и Россия – духовная и культурно-историческая общность», «Русистика и русофония», «Проблемы преподавания русского языка».
Состоялись также церковно-педагогические Кирилло-Мефодиевские чтения по вопросам преподавания в школах курса «Основы православной культуры Крыма» и духовно-нравственного воспитания учащихся, Международный круглый стол «Украина и Россия — духовная и культурно-историческая общность», посвященный 1020-летию Крещения Руси, и научно-методический семинар для учителей русского языка «Русская словесность: теория и школьная практика».