Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конференция, проходившая в рамках II ассамблеи фонда «Русский мир», состоялась 1–2 ноября 2008 г. в РУДН, ЦМО МГУ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. В ней приняли участие известные ученые из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В ходе пленарного и секционного заседаний рассматривались следующие актуальные вопросы:
новые тенденции в методике преподавания русского языка как родного;
традиции и инновации в методике преподавания русского языка неродного и иностранного;
вопросы методики преподавания русского языка в ситуации естественного билингвизма (инонационально-русский билингвизм);
актуальные проблемы русистики: теоретические и прикладные аспекты;
межкультурная коммуникация: русский язык как язык межнационального, культурного и делового сотрудничества (памяти профессора Г.П. Мельникова);
состояние преподавания русского языка и литературы в системе подготовки к поступлению в вузы.
Участниками конференции были отмечены следующие важные тенденции в методике преподавания русского языка и литературы.
Развитие методики преподавания русского языка в современных условиях предполагает появление принципиально новых направлений в изучении его теоретических и прикладных лингвокультуроведческих аспектов. При создании научно-методической базы чрезвычайно важен учет этнокультурного компонента в учебниках, формирование межкультурной лексической, фразеологической компетентности.
Структура и содержание учебников по литературе также должны быть ориентированы на трансформацию языкового сознания учащихся с учетом лингвокультуроведческих аспектов. В курс литературы необходимо включать и изучение литературы других народов, которыми посредством русского языка созданы художественные образы иных культур.