Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Рябинина Н.В. Изучаем историю русской литературы ХХ века: тексты лекций для китайских бакалавров-лингвистов. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2008. – 168 с."
Автор рецензии А.А. Соломонова знакомит читателя с учебным пособием Н.В. Рябининой «Лекции по истории русской литературы ХХ века», которое адресовано иностранным бакалаврам-лингвистам и направлено на формирование у них практических навыков конспектирования лекций.
Предназначенное для работы с китайскими студентами пособие способствует совершенствованию восприятия речи на слух, овладению различными способами конспектирования (конспектом-планом, конспектом-схемой и текстуальным конспектом).
В данном издании представлены 3 типа лекционных занятий:
лекции о жизни и творчестве писателей (А.П. Чехова, А.М. Горького, Б.Л. Пастернака, М.А. Шолохова, В.М. Шукшина, Б.Ш. Окуджавы, Т.Н. Толстой);
обобщающие лекции, содержанием которых является анализ стилевых особенностей изучаемых произведений;
лекции по теории литературы.
Книга Н.В. Рябининой является пока единственным пособием такого рода. Представленные материалы лекций по истории русской литературы ХХ века и теории словесности позволяют ознакомить студентов с особенностями творческого пути писателя, научить их анализировать художественный текст, формулировать и выражать собственное мнение на русском языке.