Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Баласанян Л.Г., Есаджанян Б.М., Язичян Г.В. «Солнышко» - 2: Тетрадь-альбом по русскому языку, прописи и раскраска. Ереван: «Эдит принт», 2008. – 66 с.
Есаджанян Б.М., Ханзратян В.М. Русский язык «Солнышко» - 3. Ереван: «Эдит принт», 2008. – 160 с.
Баласанян Л.Г., Есаджанян Б.М., Язичян Г.В. Тетрадь по русскому языку «Солнышко» - 3. «Эдит принт», 2008. – 64 с.
Есаджанян Б.М., Ханзратян В.М. Методическое пособие к комплекту учебников русского языка «Солнышко» для 2–4 классов. «Эдит принт», 2008. – 112 с.
Учебно-методический комплекс по русскому языку для 2–4-х классов «Солнышко», вышедший в издательстве «Эдит принт», используют в учебном процессе 40% школ с армянским языком обучения в различных регионах Армении.
Данные учебники были разработаны на основе программы по русскому языку и Государственных стандартов для начальной школы. Методический аппарат комплекса выстроен с учетом единого минимума языкового материала, без которого невозможно осуществлять простейшую коммуникацию на русском языке.
Теоретический и практический материал комплекса «Солнышко» направлен на освоение базовых фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических уровней русского языка.
Учебники «Солнышко» ориентированы не только на учащихся, но и на преподавателей, поскольку подключают их к активному поиску наиболее эффективных форм обучения. Система данного учебного комплекса построена с учетом трудностей, возникающих у армянских школьников при изучении русского языка. Овладение русской культурой детьми осуществляется на базе родной армянской культуры, в постоянном диалоге с ней.