Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Страноведческий аспект изучения русского языка в Китае занимает важное место в учебном процессе при подготовке русистов. Это обусловлено многими причинами: научно-методическими, культурологическими, общественно-политическими и, конечно, экономическими, а именно значительным расширением торгово-экономических связей России и Китая в последние годы.
Сегодня в китайских вузах возникла необходимость в совершенно новых учебниках по страноведению России, которые отвечали бы новым условиям и современным требованиям к обучению.
При поддержке издательства Шанхайского университета иностранных языков авторским коллективом под руководством профессора Чжэцзянского университета Ван Янчжэна были разработаны концепция учебника и программа курса страноведения РФ, рассчитанного на 36 часов (18 уроков) и включающего 3 части: география и история России, политика и экономика России, наука и образование России.
В статье раскрывается содержание программы курса страноведения и определяется его ценность для формирования социокультурной компетенции учащихся и развития межкультурной коммуникации.