Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В культуре конца XIX – начала ХХ века композитор Н.А. Римский-Корсаков был одной из знаковых фигур музыкального мира России. Его воспринимали как национального лидера, создающего новую музыкальную традицию, а его сочинения становились символом русской музыки, превращаясь в национальный канон. Однако сегодня его произведения редко звучат на концертной эстраде и оперной сцене.
Материал статьи реконструирует восприятие современниками деятельности композитора, воссоздает необычайно высокий статус и роль музыканта в русской композиторской школе. Являясь национальным лидером, он не только формировал музыкальный эквивалент национального канона, но и транслировал его через свою педагогическую и общественную деятельность следующим поколениям музыкантов.
Анализируя «капитал» лидерства Н.А. Римского-Корсакова, автор статьи выделяет различные ресурсы его статуса. Таким образом, проведенное исследование раскрывает механизмы формирования национального лидерства в русской культуре.