Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы статьи рассматривают преимущества использования такой нетрадиционной формы выступления на научной студенческой конференции, как доклад-диалог. Л.В. Соловьева и И.А. Ралитная останавливаются на возможных способах реализации доклада-диалога на практике, а также на приемах, позволяющих удерживать внимание слушателей, усилить и закрепить производимое впечатление, и тем самым обеспечить максимальное понимание аудиторией темы выступления.
Кроме того, вниманию читателей предлагаются текст подобного доклада «Болезнь под названием любовь», подготовленного авторами статьи для иностранной аудитории, а также рекомендации по подбору иностранных студентов-докладчиков и работе преподавателей-руководителей.