Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья Э.В. Шаламовой рассматривает шесть тематических групп автомобильных наименований: 1) официальные наименования марок (бренда) автомобиля; 2) разговорные («народные») наименования марок автомобиля; 3) наименования типов автомобильного транспорта; 4) наименования классов, типов исполнения автомобиля; 5) наименования типов кузова автомобиля; 6) наименования цвета, тонального решения автомобиля.
Хронологически отобранный языковой материал охватывает период за последние 20 лет, до 2008 г. Этот материал дополнен также некоторыми номинациями, которые относятся к более раннему периоду, но до настоящего времени лингвистически не описаны, хотя входят в фонд памяти носителей русского языка.
Статья адресована студентам, изучающим русский язык как иностранный, преподавателям данной дисциплины, поскольку собранный материал позволяет познакомиться с активно развивающейся в последнее десятилетие автомобильной сферой.