Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Разработанный автором статьи термин «синтаксический тезаурус» служит целям упорядочения и систематизации типичных для русской научной речи синтаксических единиц на уровне словосочетания и предложения. Обладая достаточной информативностью, тезаурус дает возможность компактно и обозримо представить внутренние синтаксические закономерности построения научной речи, которые вне тезаурусной системы остались бы не выраженными явно.
Синтаксический тезаурус является инструментом для выбора языковых средств, адекватно выражающих ситуации речевого общения, позволяющим развивать навыки и умения восприятия (рецепции), воспроизведения (репродукции) и говорения (продукции) на профессиональные темы.
Структура рассматриваемого лингвостилистического тезауруса синтаксиса научной речи состоит из наборов четырех групп данных: 1) логико-семантических категорий (ЛСК); 2) функционально-семантических полей (ФСП); 3) дескрипторных статей (ДС); 4) дескрипторов (Д). В статье дается анализ каждой из этих групп.
Синтаксический тезаурус является способом систематизации знания, позволяющим смоделировать «мир» и представить «языковую картину мира» в рамках синтаксиса научной речи.