Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Bitekhtina N., Grouchevskaia L., Sheina I. Grammaire Vivante du Russe (débutant-intermédiaire I). Часть I. Париж, 2001. 2-е издание. М., 2007.
Grouchevskaia L., Bitekhtina N. Grammaire Vivante du Russe (intermédiaire II). Часть II. М., 2006.
Grouchevskaia L., Bitekhtina N. Grammaire Vivante du Russe (avancé). Часть III. М., 2006.
Bitekhtina N., Grouchevskaia L., Sheina I. A Living Russian Grammar (beginner intermediate). Лондон, 2002. (Английская версия части II и части III готовится к изданию)
Современные тенденции в преподавании РКИ требуют выработки новых методических подходов, ориентированных на иностранный контингент, рассматривающий русский язык в качестве языка для повседневного общения. К таким пособиям нового поколения относится «Живая грамматика русского языка».
Данный учебник предназначен для взрослых, изучающих русский язык на курсах и в языковых школах, для учащихся колледжей и лицеев, а также для тех, кто занимается русским самостоятельно или на индивидуальных уроках с преподавателем.
Часть I грамматики адресована студентам начального и среднего этапов обучения, часть II – изучающим русский язык на среднем этапе, часть III – продолжающим изучение языка на продвинутом этапе. Каждая часть может также применяться в корректировочном, обобщающем курсе на более высоком уровне обучения.
Автор статьи подчеркивает методическую ценность данного учебного пособия, его широкую доступность как для преподавателей, так и для тех, на кого направлено обучение.