Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья М.В. Селеменевой посвящена анализу итогового философского романа Ю.В. Трифонова «Время и место» в аспекте геософской проблематики. Пространственные образы романа рассматриваются как культуронимы, т.е. топосы в аспекте их культурного и духовного содержания.
Помимо образов-культуронимов, соотнесенных с реальной картой Москвы, автор статьи обращается к исследованию ключевых условно-символических образов Трифонова: «опрокинутый дом», «незапертая дверь» и центральных пространственных оппозиций романа «центр / окраина», «парк / больница», которые проецируются на конкретные пространственные образы и формируют символическую топографию романа.
Подобный геософский подход позволяет М.В. Селеменевой воссоздать пространственную модель трифоновской Москвы – сакрального пространства, обладающего магнетической силой «гения места», вписанного в поток вечности, в контекст исторического времени и в урбанистическую среду современности.