Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Иностранцев, изучающих русский язык, привлекает новаторский характер поэзии В. Маяковского. При этом в поле зрения зарубежных читателей оказывается поэзия раннего Маяковского. Послеоктябрьский Маяковский менее известен за рубежом, или же его творчество этого периода оценивается как нечто второсортное. Между тем творчество Маяковского послеоктябрьской поры – это интереснейшая часть его поэзии, продолжение и развитие его поэтической системы.
Осуществляемый в статье анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (1922) ориентирован на развитие языковых знаний иностранных учащихся, на более тонкое и глубокое понимание творчества Маяковского послеоктябрьского периода, на более широкое представление об особенностях языковой эпохи, в которую создавалось стихотворение, и о его связях с современностью.