Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор описывает функциональные особенности официально-делового стиля речи и предлагает образцы заданий и подготовительных упражнений для обучения студентов языку специальности.
Работа направлена на определение различий функционирования единиц разных типов и невозможности их одновременного употребления в официально-деловом стиле. Ряд заданий ставит своей целью сформировать у студентов навыки использования причастных и деепричастных оборотов, трансформации осложненных причастными оборотами простых предложений в сложные.
В статье приводятся таблицы, содержащие конструкции простых и сложных предложений с причинно-следственными отношениями. Особое внимание обращается на характер и последовательность предъявления заданий, а также степень эффективности упражнений разного типа.