Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемая разработка урока содержит систему упражнений, включающих в себя стандартные формулы и языковые средства выражения просьбы, совета и предложения и направленных на развитие у студентов-иностранцев навыков аудирования.
Разнообразные задания и упражнения позволяют повторить изученные на базовом уровне (А 2) речевые стереотипы общения, закрепить навыки их восприятия на слух, а также дают возможность применить данный материал в новых языковых ситуациях.
Разработка урока «Просьба. Совет. Предложение» может быть использована как дополнительный материал в курсе обучения русской разговорной речи, при самостоятельном изучении русского языка, при подготовке к сдаче экзамена первого сертификационного уровня общего владения РКИ (В 1).