Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
24−25 марта 2008 г. в Таллинском университете проводился заключительный тур Республиканской олимпиады по русскому языку как иностранному. Организатором выступил Институт славянских языков и культур Таллинского университета.
Как и в предыдущие годы, ученики 10−12-х классов школ с эстонским языком обучения не только демонстрировали свои способности в области русского языка, но и делились знаниями о русской культуре. В этом году в заключительном туре приняли участие 30 чел.
Тема олимпиады 2007/08 уч. г. – «Россия – многонациональная страна: нации и народы, проживающие на территории России; религиозные конфессии, национальные традиции, искусство, уклад жизни и т.д.». Все задания были сформулированы в рамках указанной темы и оценивались по заранее разработанным критериям.