Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассказывается о новом учебном словаре, подготовленном в словарном центре Бакинского славянского университета под руководством видного азербайджанского ученого в области русской фразеологии Ф.Г. Гусейнова.
В словарь включено около 10 000 заглавных слов – это наиболее употребительные существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения и некоторые наречия. В словарных статьях рассматривается акцентологическая, семантическая, морфологическая и синтаксическая характеристики заглавных слов.
Словарь адресован учащимся средних учебных заведений, студентам университетов, а также преподавателям РКИ. Он будет полезен и для тех, кто самостоятельно изучает русский язык или совершенствует свои знания в этой области.