Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье представлена книга лингвиста Н.К. Рябцевой «Язык и естественный интеллект». Автор отмечает, что лингвистическая теория Рябцевой созвучна идеям неогумбольдтианства.
Наибольший интерес представляет та часть книги «Язык и естественный интеллект», где излагается теория метасмысла в общении. Метасмысл – это все то, что не сказано, не выражено в словах собеседника (автора), и что надо осознать слушателю (читателю), если он хочет понять смысл сказанного, смысл текста. Одни потоки информации не представляют значительной трудности для понимания, другие поддаются осмыслению при условии, если слушатель понимает намерения собеседника.
Процесс коммуникации помогает облегчить языковая рефлексия, способная мгновенно поставлять любую информацию на подсознательном уровне.
Н.К. Рябцева в своей книге приходит к следующим выводам. Обучать полноценному общению на русском языке иностранцев нельзя, если не научить их сознательно пользоваться собственной языковой рефлексией, т.е. понимать метасмысл общения. Поэтому в современной методике преподавания РКИ необходимо создать систему упражнений и инструкций, которая научила бы учащихся «читать» намерения собеседника.
Книга Рябцевой «Язык и естественный интеллект» может послужить теоретической основой для разработки прагмалингвистических технологий обучения.