Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор данной статьи рассматривает метафорическую составляющую содержания имен душа и дух в философском, религиозном и художественном текстах с целью реконструкции и сопоставления образных представлений русскоязычного сознания о соответствующих феноменах идеальной действительности.
В последние десятилетия активно развивается когнитивный подход к метафоре. Когнитивный тип метафоры является такой формой концептуализации действительности, без которой невозможно получение нового знания, в том числе в сфере вторичных предикатов, абстрактных понятий, характеризующих внутреннюю жизнь человека.
Анализ метафорического содержания субстантивов душа и дух в художественных, религиозных и философских текстах позволяет выстроить наивную, научную и художественную модели стоящих за ними фрагментов идеального мира. В русскоязычной культурной среде такие базовые составляющие личности человека, как душа и дух, осмысляются через их проекцию на другие явления действительности: душа − «свет», «огонь», «жидкость», «вместилище», «водоем»; дух − «свет», «огонь», «вертикаль», «свобода».