Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
23−29 июня 2008 г. в Москве в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина прошла XII Международная олимпиада школьников по русскому языку. В этом году в Олимпиаде приняли участие 306 школьников из 36 стран ближнего и дальнего зарубежья. Все конкурсанты были разделены на 2 потока: I поток составили школьники, для которых русский язык является неродным, а во II поток вошли те, для которых русский язык является родным или языком семейного общения.
Одним из этапов конкурсной программы стал письменный экзамен. Участники должны были написать сочинение на предложенные темы. В статье приводятся отрывки из лучших конкурсных работ школьников, а также фотографии участников Олимпиады и руководителей международных делегаций.
По результатам всех испытаний были выявлены абсолютные победители. Итоги XII Международной олимпиады школьников по русскому языку отражены в таблице, размещенной в конце материала.
На страницах журнала опубликовано также обращение участников III Международной олимпиады школьников по русскому языку (Москва, 1978) к участникам XII Международной олимпиады школьников по русскому языку (Москва, 2008).