Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена творчеству российского педагога и ученого − Аллы Александровны Акишиной. Деятельность А.А. Акишиной одинаково успешно проходит как в сфере высоких научных теорий, так и в учебной аудитории. Профессор Акишина долгие годы является преподавателем русского языка иностранцам. Ее перу принадлежит более 140 научных работ по методике и лингвистике и более трех десятков учебников для иностранных учащихся. Книга А.А. Акишиной «Учимся учить», посвященная проблемам преподавания РКИ, стала научным бестселлером.
Одним из направлений научных интересов Акишиной является русский речевой этикет. Второе направление практической и теоретической ее деятельности – интенсивная методика преподавания РКИ. Написанное под руководством и с участием Акишиной пособие «Знакомиться легко, расставаться трудно» отражает специфику интенсивного обучения.
Пособие «Учим читать быстро и эффективно» способствует формированию практических навыков чтения профессионально ориентированных текстов на конечных стадиях развития коммуникативных компетенций.
В соавторстве с О.Е. Каган А.А. Акишина написала книгу-инструкцию для начинающих преподавателей русского языка «Учимся учить».
Перу Акишиной также принадлежат 2 выпуска учебного пособия «Страна русской грамматики» и одного методического пособия «Учимся учить детей русскому языку». «100 русских пословиц» − еще одно учебное пособие, вышедшее совсем недавно.
Вклад А.А. Акишиной в современную методическую теорию и практику преподавания РКИ невозможно оценить по достоинству, не познакомившись с ее трудами.