Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Алтайские старообрядцы, которые до настоящего времени населяют больше тридцати больших деревень на значительной территории Восточного Казахстана (Рудный Алтай) и Республики Алтай, исторически занимают территорию юга Томской губернии Российской империи, а географически они находятся на Алтае, примыкая друг к другу, разделенные горной грядой и границей между Казахстаном и Россией.
Экспедиционные поездки автора на Алтай в места старообрядческих поселений, начиная с 1953 г. до настоящего времени, дали обширные рукописные, магнитофонные, видеомагнитофонные и фотографические материалы, позволяющие рассматривать, исторические, лингвокультурные, диалектные религиозно-этические факты культуры алтайских старообрядцев («коляков») в синхронии и диахронии, выявляя тенденции развития, этапы формирования культуры и «картины мира» алтайских старообрядцев.
По материалам экспедиционных поездок автором опубликовано много статей об истории, обрядах, обычаях, диалектных особенностях речи, костюма, устном народном творчестве и других особенностях этой чрезвычайно интересной группы населения, сохраняющей до сих пор вековые традиции наших предков.