Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Данная статья посвящена проблеме изучения поэтического языка И. Бродского на основе использования приема олицетворения в тексте.
Современная филологическая наука должна решать проблему описания поэтического языка и изучения поэтического текста. По утверждению В.В. Виноградова, язык художественного произведения должен изучаться не только в применении к более сложным, вторичным образованиям поэтического мира (образам, символам и т.д.), но и согласно своей внутренней структуре: «В рамках современности особенно острым может быть постижение своеобразия индивидуально-поэтического языка как замкнутой системы языковых средств».
В идиостиле поэта отдается предпочтение жанру послания / письма, и с частым использованием лексики, относящейся к растительному и животному миру, через олицетворение которой автор выражает идейную и эмоциональную направленность своих произведений. Приемы использования олицетворения проанализированы на основе стихотворений «Письма к стене», «Осенний крик ястреба», «Конь в театре».
Анализ стихотворений Иосифа Бродского с точки зрения использования приемов олицетворения способствует пониманию эмоциональной сферы как самого поэта, так и человека в целом.