Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы изданного в Венгрии учебного комплекса по русскому языку для молодежи «Русский? Да!» представляют материалы из учебника и рабочей тетради для владеющих РКИ в объёме базового уровня (А 2).
На страницах журнала вы можете познакомиться с содержанием учебника «Русский? Да! Да! Да!», уроком 6 «Домашние дела, услуги» и заданиями к этому уроку из рабочей тетради. Материалы урока содержат разнообразные аутентичные учебные тексты (диалоги, sms-сообщения, стихи, пословицы, шутки), а также упражнения и задания, лексика и грамматика которых ориентирована на решение коммуникативных задач.
Широко используется наглядная семантизация тематической лексики урока. Иллюстрации и фотографии с названиями организаций, предлагаемыми ими услугами, рекламными материалами знакомят иностранцев с реалиями современной российской действительности.
Учебники этой серии ориентированы на овладение РКИ в объеме первого сертификационного уровня (В 1).