Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемый учебный материал представляет собой фрагмент из учебника для развития навыков чтения и говорения, предназначенного для интенсивного курса обучения РКИ в Агентстве по уменьшению угрозы при Министерстве обороны США в Военном институте иностранных языков США.
Материал включает в себя 2 урока по теме «Свободное время: увлечения, каникулы / отпуск» и рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме базового – первого сертификационного уровня (А 2 – В 1). Каждый из уроков содержит современные аутентичные актуальные тексты с предтекстовыми, текстовыми и послетекстовыми заданиями и упражнениями коммуникативного типа, построенными по принципу нарастающей сложности. Задания к текстам сформулированы таким образом, что дают возможность студентам высказать свою точку зрения, аргументировать ее, обсудить мнения других членов группы, принять участие в дискуссии.