Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Есть люди, которых вспоминаешь только добрым словом, потому что они отличались доброжелательным отношением к окружающим, добропорядочным поведением, добросовестным отношением к делу. Только доброй памяти заслуживает Елена Михайловна Степанова – кандидат педагогических наук, доцент, лауреат Государственной премии, ученый и учитель.
Елена Михайловна Степанова (1930–2007) принадлежит к поколению русистов, которые трепетно относятся к русскому слову и русской культуре и посвятили свою жизнь преданному служению русскому языку на благо его изучения и распространения в мире. Елена Михайловна стояла у истоков создания методики преподавания РКИ, ее имя неразрывно связано с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина, в стенах которого прошла практически вся ее трудовая деятельность.