Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
12 декабря 2007 г. в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина прошла Международная встреча представителей журналов по русистике и вопросам преподавания РКИ. Мероприятие было организовано Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина и редакцией журнала «Русский язык за рубежом» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
На встрече были представлены последние номера журналов по русистике и вопросам преподавания РКИ из России, Болгарии, Венгрии, Армении, Азербайджана, Испании, Финляндии, США и других стран. Участники мероприятия могли ознакомиться с содержанием периодических изданий, обменяться мнениями по поводу дальнейших планов и перспектив сотрудничества.