Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Это сегодня программ, посвященных русскому языку, наверное, уже больше десятка. А десять лет назад, в 1998 г., пионерами были ведущие радио «Эхо Москвы» Марина Королева и Ольга Северская, придумавшие еженедельный альманах «Говорим по-русски!».
Вопросов у аудитории было так много, что Марина начала вести ежедневную рубрику «Как правильно?». Затем русскому языку отвели в эфире целый час. И Марина с Ольгой стали отвечать слушателям, «экзаменовать» их во время игры, задавая вопросы – смешные и с «подковыркой», и все это в прямом эфире. Сначала партнером Королевой и Северской был Сергей Корзун, но потом программа-игра переместилась в воскресный эфир Ксении Лариной, где и живет уже много, много лет.
На страницах журнала ведущие рассказывают о своем отношении к русскому языку и программе.