Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье приводятся сведения о функционировании, преподавании и изучении русского языка в Судане. Основным центром изучения русского языка в Судане является кафедра русского языка филологического факультета Хартумского университета, существующая с 1969 г. С 2000 г. русский язык в качестве общего предмета преподается студентам 1-го курса факультета филологии и естественных наук Университета Джуба, расположенного в г. Северный Хартум. В 2004 г. на факультете открылось отделение русского языка.
Характеризуя ситуацию с изучением и распространением русского языка в Судане как стабильную, автор указывает и на объективные трудности: отсутствие развитых экономических и культурных связей между Россией и Суданом, проблемы с трудоустройством людей, владеющих РКИ, и др.