Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Петр Наумович Фоменко – одно из таких имен наших современников, думать о которых без гордости нельзя. Тонкий, умный, прозорливый, ироничный и, главное, талантливый. Он умеет легко и ненавязчиво вовлечь в творческий процесс восприятия его спектаклей.
Главное детище Фоменко – это его Мастерская, которая немыслима без невесомых, летящих Ксении и Полины Кутеповых, добродушного толстяка Юрия Степанова, грациозной, всемогущей Галины Тюниной, «острейшего» Карэна Бадалова, увальня-сердцееда Рустэма Юскаева. Все актеры-ученики Фоменко – яркие индивидуальности, обладающие потрясающим чувством ансамблевости.
Театр «Мастерская П. Фоменко», несмотря на все свои проблемы, просчеты и промахи в прошлом и, наверняка, в будущем, уже вписан крупными буквами в историю российского и мирового театра.