Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В фокусе внимания автора статьи новые формулы выражения приветствия, активно используемые в современных СМИ. Отмечается, что модификация формул приветствия обусловливается появлением новых форм коммуникации и новых отношений между людьми, а также более свободным, раскрепощенным, непринужденным стилем общения, характерным для массмедийных текстов последних двух десятилетий. Журналисты нередко используют формулы приветствия для «захвата», «завоевания» адресата.
В последнее время происходит определенный сдвиг русского речевого этикета в сторону европейского (покупатели начинают здороваться с продавцами и кассирами).
В статье приводятся примеры модифицированных формул приветствия в современных российских СМИ.