Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются грамматические категории русского существительного в сопоставлении с китайским языком. Основное внимание уделяется значительным расхождениям в грамматике двух языков.
Предложенное автором описание несоответствий в категориях одушевленности / неодушевленности, рода, числа, падежа и способах их выражения в русском и китайском языках поможет преподавателю РКИ адекватным образом сфокусировать русский грамматический материал применительно к китайской аудитории.
Приведенные в статье методические рекомендации для преподавателей РКИ позволят избежать появления типичных ошибок у китайских студентов при изучении грамматических категорий имени существительного в русском языке.